Проблемы малого бизнеса в России. Поддержка малого бизнеса

ВведениеПеред российской экономикой стоит задача замещения импортных товаров отечественными аналогами. Эта задача может быть реализована во многом благодаря активной работе малых предприятий, но развитие малого бизнеса в России значительно отстает от многих стран Виленский, 2011; Калашников, 2009; Коняхина, 2007; Руденко 2015; Соловьёва 2010; AidisAdachi, 2007; AidisEstrinMickiewicz, 2008; AstrakhanChepurenko, 2003; NichterGoldmark, 2009). Власти нашей страны стараются оказывать всестороннюю поддержку малому бизнесу, выделяя для этого немалые бюджетные средства. Однако увеличение денежных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса, не приводит ни к ощутимому росту количества малых предприятий, ни к активизации их деятельности. Государственная поддержка малого бизнеса сопровождается рядом проблем, которые сдерживают ее результативность.

Критерии выбора малых предприятий для государственной поддержкиПервая проблема связана с критериями выбора малых предприятий для оказания государственной поддержки. Возникает вопрос: «Есть ли смысл поддерживать весь малый бизнес или необходимо поддерживать малый бизнес в сфере производства и инноваций, который, к сожалению, составляет только незначительную его часть?». Так, в 2011 году из городского бюджета Санкт-Петербурга выделили деньги на старт не только инновационных, но и вполне ординарных видов бизнеса: пекарен, ателье, автосервисов, туркомпаний и мультимедийных экспозиций. Заявляя о старте программы, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) объявил, что в 2011 году она будет направлена на создание компаний исключительно в сфере инноваций. Если в России основная масса малых предприятий сосредоточена и успешно развивается в сфере торговли, есть ли необходимость тратить бюджетные деньги на их поддержку? С другой стороны, в сфере торговли сосредоточена наибольшая часть малого бизнеса страны, и торговые фирмы выполняют социальную функцию, т.к., во-первых, создают условия для сбыта продукции других малых предприятий, которые не могут пробиться в сетевую торговлю, во-вторых, создают рабочие места, в том числе и для социально незащищенных слоев населения. В последние годы приоритет в государственной поддержке отдается социальному предпринимательству. В Санкт-Петербурге в 2013 году в качестве приоритетного направления поддержки малого бизнеса были выбраны инфраструктурные проекты, строительство детских садов и создание программ дневного обучения детей. В настоящее время регионы сами могут выбирать приоритеты в государственной поддержке малого бизнеса. Некоторые считают, что целесообразна не массовая поддержка малого бизнеса, а так называемая «точечная», т.е. поддержка сильных компаний, которые ведут вперед региональную экономику, определяют ее лицо.

«Отталкиваясь от концептуальных идей Й. Шумпетера, И.М. Кирцнера, С. Шейна и Д. Стори, мы позволим себе предположить, что государственная поддержка должна быть адресной, только для существующих предприятий, которые уже показали свою перспективность», отмечает Н.В. Кубикова (Кубикова, 2015)Необходимо учитывать, что разные виды бизнеса на разных этапах развития нуждаются в различных видах поддержки.

Принципы распределения средств из федерального бюджета на поддержку малого бизнесаВторая проблема связана с тем, что до недавнего времени большинство бюджетных средств на поддержку малого бизнеса выделялось тем регионам, где больше малых и средних предприятий. Средства распределялись из расчета удельного веса количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории региона. Таким образом, больше средств получали крупные регионы, где больше малых предприятий. Но возникал вопрос о том, как стимулировать развитие малого бизнеса в тех регионах, где небольшое количество малых предприятий. По каким критериям распределять бюджетные средства регионам на поддержку малого бизнеса?

Распределения предприятий малого бизнеса по округам РФ

Согласно постановлению Минэкономразвития России № 1605 в 2015 году распределение будет осуществляться исходя из доли населения в субъекте Российской Федерации, потенциала развития сектора малого и среднего предпринимательства в регионе, эффективности реализации мероприятий, расчетной бюджетной обеспеченности [1]Федеральный закон от 29.06.15 № 156-ФЗ установил новые критерии, по которым компании относят к субъектам малого и среднего бизнеса [2]. Согласно этому закону, большинство субъектов предпринимательской деятельности попадают в категорию малого бизнеса и смогут рассчитывать на государственную поддержку. При этом бюджетные средства, выделенные на поддержку малого бизнеса, в 2015 году не выросли, и их уже придется перераспределять на большее количество представителей малого бизнеса. Поэтому важно определить приоритетные отрасли и четкие критерии представителей бизнеса, которые могут претендовать на получение государственной поддержки.

КоррупцияТретья проблема связана с коррупцией. Неоднократно были выявлены факты злоупотребления бюджетными средствами, выделенными на поддержку малого бизнеса. В 2012 году в Санкт-Петербурге по программе «Грант начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» ряд лиц получили деньги по подложным документам с недостоверной информацией. В отношении директоров фирм, пытавшихся получить субсидии на создание несуществующих фирм, были возбуждены уголовные дела. По версии следствия, в аферах участвовали сотрудники КЭРППиТ Санкт-Петербурга. Исходя из показаний задержанных директоров, «откаты» чиновникам достигали 15% от суммы субсидий, когда речь шла о действующих фирмах, и 50%, когда получатель господдержки оказывался «пустышкой» [3]. В Ленинградской области в 2013 году были выявлены факты мошеннического хищения бюджетных средств, выделяемых молодежи и представителям незащищенных категорий населения для развития предпринимательской деятельности [4].

Следует признать, что сложно избежать нарушений и злоупотреблений при выдаче бюджетных субсидий малому бизнесу.

поддержка малого бизнеса

Невостребованность бюджетных средствна поддержку малого бизнесаНекоторые виды поддержки, прописанные в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не в достаточной мере реализованы, т.к. отсутствует конкретный механизм и средства для их реализации. В то же время есть примеры, когда средства, предусмотренные на финансовую поддержку малого бизнеса, в ряде регионов не были востребованы в полном объеме. Например, в 2014 году субсидии, выделенные на поддержку малого бизнеса в Санкт-Петербурге, оказались не востребованы малым бизнесом города. За месяц до окончания срока подачи заявок в казне осталось около 2/3 от изначально заложенной суммы [5]. Несмотря на многообразие программ поддержки малого бизнеса и растущее количество средств, выделяемых на государственную поддержку, за поддержкой обращается небольшое количество предпринимателей. Часто предприниматели не знают о действующих программах поддержки. Так, несмотря на то что в Петербурге до недавнего времени действовало около 20 программ господдержки малого бизнеса, за этой поддержкой обращалось менее 1% петербургских бизнесменов [6]. Большинство представителей малого бизнеса не рассчитывают на государственную поддержку и даже не изучают возможности в этом плане. Директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса С. Веснов признает, что члены организации не подавали заявки на получение субсидий из-за недоверия к комитету [7]. Многие предприниматели считают, что поддержку получают только «свои».

None Невостребованность бюджетных средств на поддержку малого бизнеса во многом объясняется  высокими требованиями к получателям поддержки.

Высокие требования к получателям поддержкиПредприниматели, участники программ государственной поддержки, часто сталкиваются с проблемой сложного администрирования документов, необходимых для подачи заявок на получение поддержки и оформления соответствующей отчетности. Предприниматели сталкиваются с необходимостью участвовать в дополнительных образовательных программах для получения поддержки.

виды малого бизнеса в россии

Многие предприниматели опасаются не справиться с большим объемом бумаг, необходимых для участия в программах, а также необходимостью отчитываться перед государством о потраченных средствах. Отбор потенциальных получателей господдержки во многом зависит от технической организации процедуры помощи, качества работы бухгалтера и юриста, в то время как значение и перспективы бизнеса зависят от других составляющих. Оценка эффективности государственной поддержкиДостаточно сложно оценить эффективность различных программ государственной поддержки малого бизнеса. Например, практически невозможно подсчитать эффективность программ по популяризации предпринимательства в школах и вузах. Мероприятия, связанные с популяризацией предпринимательства, исключены в 2015 году из программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, как неэффективные. Прямые субсидии признаны неэффективной мерой поддержки.

Эффект от использования бюджетных средств, потраченных на поддержку малого бизнеса, проявляется, как правило, в долгосрочной перспективе. В то же время государству необходимо сейчас искать эффективные меры поддержки, а для этого проводить анализ эффективности той или иной меры поддержки малого бизнеса. Согласно постановлению № 1605 в 2015 году будут установлены индивидуальные показатели результативности для каждого вида субсидий, а недостижение этих показателей повлечет возврат денег в федеральный бюджет [9] Следует отметить, что в последние годы акцент в программах поддержки, реализуемых субъектами Российской Федерации, сместился в сторону создания объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, таких, как технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы. На наш взгляд, нет уверенности в том, что эти вложения будут более эффективны. Эти объекты инфраструктуры в основном ориентированы на инновационный малый бизнес, который составляет небольшую часть от российского малого бизнеса.

Необходимо принимать во внимание, что формирование и оценку эффективности политики в сфере малого бизнеса осуществляют администрации субъектов РФ. Получается, что качество работы оценивают сами разработчики и исполнители программ стимулирования малого предпринимательства.

Динамика экономического роста предприятий

ЗаключениеНа наш взгляд, для создания в нашей стране эффективной системы государственной поддержки малого бизнеса необходимо искать решение рассмотренных проблем. Бюджетные средства следует тратить только на эффективные меры, и, несмотря на то что часто сделать это довольно сложно, проводить анализ эффективности различных мер поддержки, искать и устанавливать критерии эффективности этих мер. Для каждого направления поддержки могут быть установлены свои критерии эффективности. Нужно искать новые эффективные программы. На наш взгляд, заслуживает внимания образовательная программа для молодежи «Бизнес для меня». Цель программы помощь молодым и предприимчивым в реализации бизнес-идей, обучение практическим навыкам ведения бизнеса, презентация возможностей по поддержке, которую реализует городская администрация Санкт-Петербурга для начинающих предпринимателей. В 2015 году в Ленинградской области стартовала новая программа бизнес-акселерации для предпринимателей. В рамках программы 50 предпринимателей области в течении 9 месяцев обучаются привлечению инвестиций, маркетинговым технологиям, разработке и продвижению брендов, проведению рекламных компаний, подбору персонала, а также совершенствуют знания в области бизнес-планирования и построения бизнес-моделей. Задача проекта помочь малому бизнесу вырасти в средний, а также дать возможность новым проектам и идеям развиваться и формировать благоприятный инвестиционный климат в регионе. Программы государственной поддержки могут носить отраслевой характер. Интересна новая идея поддержки малого торгового бизнеса строительство для него логистических центров при поддержке государства.Это начинание позволит поставлять продукты питания от производителей, которые не в состоянии своевременно обеспечить поставки в объемах и по стандартам, предъявляемым торговыми сетями [10]. Необходимо тщательное исследование лучших мировых практик поддержки малого бизнеса в целях их применения в нашей стране. Важно выявить и исследовать оптимальные практики организации работы по поддержке малого бизнеса и их распространение на региональном и муниципальном уровнях.

Вместе с тем для малого бизнеса гораздо важнее улучшение предпринимательской среды, чем увеличение бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку малого бизнеса. Сейчас бизнесмен не может планировать свою деятельность на перспективу, т.к. правила часто меняются, и бизнес вынужденно несет потери. Малому бизнесу не столько надо помогать, сколько нужно создавать благоприятные условия для начала, становления и развития предпринимательской деятельности на территории страны через определенную систему мероприятий.

Бурлуцкая Ю. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 436-439. — URL https://moluch.ru/archive/106/25035/ (дата обращения: 11.06.2019). В статье анализируются проблемы развития малого исреднего бизнеса вРоссии. На основе проведенного анализа разработаны предложения по поддержке малого исреднего бизнеса вРоссии. Ключевые слова: малый исредний бизнес, институты поддержки бизнеса, административные барьеры, коррупция. В Гражданском Кодексе Российской Федерации под предпринимательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Мы можем видеть в этом определении специфические черты, которые характеризуют предпринимателя и предпринимательство. Предпринимательство естественно предназначено для получения, но оно сопряжено с определенными рисками. Предприниматели — новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» [4]. Предпринимательство может решать большое количество задач: товарное производство, услуги, внедрение новых технологий, «производство» новых рабочих мест, активность общества. Предпринимательство следует разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии отнесения к тому или иному виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 г. и Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 (табл. 1 и 2). Также к критериям относят долю участия других лиц в уставном капитале организации. Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9 %). Выручка микропредприятий составляет 43 % от всего сектора малого и среднего предпринимательства [3]. Исследования в данной области показали, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20–40 % ВВП. Следует отметить, что это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики. В настоящее время предпринимательство активно поддерживает государство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку другого рода. Несмотря на все это в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать. Таблица 1 Категории субъектов малого исреднего предпринимательства взависимости от средней численности работников

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства

Предельные значения средней численности работников

Микропредприятия.

от 1 до 15 человек.

Малые предприятия.

от 16 до 100 человек включительно.

Средние предприятия.

от 101 до 250 человек. Таблица 2 Категории субъектов малого исреднего предпринимательства взависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства

Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС

Микропредприятия.

60 млн. рублей.

Малые предприятия.

400 млн. рублей.

Средние предприятия.

1000 млн. рублей.

В основном предпринимательство, в большей степени, оценивают количественными показателями, упуская качественные. Но именно качественная оценка позволяет выявить связь предпринимательства с обществом. Например, предпринимательство внедряет новые технологии, создает новые товары, в результате чего:                     повышается производительность труда;                     на рынке продается дешевая продукция высокого качества Чтобы получить качественную оценку, следует изучать следующие показатели: фондоотдача, коэффициенты обновления основных фондов, соотношение стоимости оборудования предприятий и др. Также надо опираться на производительность труда. Качественное определение малого предприятия требует выявления основных характерных особенностей ее деятельности и роста. Этот подход представляет немалый интерес, поскольку малое предпринимательство рассматривается не как уменьшенная модель большого предприятия, а как предприятие, которое осуществляет свою деятельность со следующими специфическими чертами: большая степень неопределенности; систематическое развитие и адаптация к новым условиям; более высокая необходимость во внедрении инноваций [2]. Вторая проблема: большинство малых и средних предприятий — это предприятия, которые занимаются торговой деятельностью и общественным питанием. Поэтому становится необходимы повышение доли предприятий, обслуживающих науку и занимающихся наукой. Именно данные предприятия принесут большой объем инвестиций в бюджет. Так же они являются наиболее перспективными в области предпринимательской деятельность во время информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса [1]. Следующая проблема заключена уже в самом определении предпринимательства. Поскольку предпринимательская деятельность всегда связана с риском, который не всегда можно предугадать. Именно из-за риска предприятия не могут закрепиться на рынке и перестают существовать. Но чем выдержать конкуренцию? Появляется следующая большая проблема: нехватка инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов. При выдачи кредитов, банки должны быть уверены, что предприятие будет способно выплатить кредит. Для этого им необходим хорошо продуманный бизнес-план, во многом зависящий от знаний будущего предпринимателя. В свою очередь предприниматель должен обладать хорошей кредитной историей, «качественным» залогом. Поэтому банки редко кредитуют стартовые бизнес-дела. Следующая проблема малого бизнеса: высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налогообложения (традиционная система налогообложения, упрощенная система) предприниматель платит от 6 до 15 % налогов. Но есть и обязательные платежи в различные фонды. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери, и им становится невыгодно вести бизнес [5]. Согласно данным Росстата, основной проблемой развития бизнеса выступают высокие налоги, коррупция, административные барьеры, а также недоступность кредитов. Административные барьеры и коррупция — одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов и т. д. Необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым. Вместе с тем следует устранить противоречия между федеральным и региональным уровнями законодательством. Проверки, проводимые различными органами необходимо снизить, сделать их более согласованными. Также необходимо предоставлять предпринимателям всю необходимую информацию касательно требований со стороны контролирующих органов. Руководитель является лицом любого предприятия. Создать малый бизнес довольно непросто, так же сложно им управлять, поскольку необходимо решать задачи разного уровня. В связи с этим, нередко большинство предприятий сталкиваются с некомпетентным руководством. Некомпетентность выражается в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. «Необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» [6]. Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» нового типа людей — людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера. На основе всего вышесказанного, можно выделить следующие проблемы, присутствующие сейчас в малом бизнесе:                     отсутствие качественных показателей оценки бизнеса;                     малая доля предприятий, занимающихся наукой или обслуживающих науку;                     недоступность кредитов;                     высокие налоги;                     административные барьеры и коррупция;                     отсутствие компетентных кадров. Решение данных проблем поможет малому предпринимательству развиваться более активно, а значит, будут создаваться новые товары (работы, услуги), будут создаваться новые рабочие места, будет развиваться экономика страны. Следует отметить, что для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы и снижение издержек малого и среднего бизнеса. Это, прежде всего, меры в области увеличения финансовой, имущественной и информационной поддержки, а также меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых и средних предприятий. Меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы: 1)                 меры в области налогового регулирования; 2)                 меры в области сокращения административных барьеров; 3)                 меры в области кадровой поддержки малых предприятий. Основные мероприятия по поддержке малого предпринимательства предложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Они, прежде всего, включают поддержку создания бизнес-инкубаторов; поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий; формирование региональных гарантийных фондов; софинансирование региональных программ поддержки начинающих предприятий; создание региональных венчурных фондов. Таким образом, использование обозначенных выше инструментов развития малого и среднего бизнеса будет способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики России, и будет способствовать достижению следующих целевых показателей к 2020 году: доля малого бизнеса в ВВП — 30 %; доля малого бизнеса в занятости — 30 %; доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства — 80 %. Литература:

  1.                Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2012. № 2 (12). С. 94–96.
  2.                Рабцевич А. А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. 2014. № 4. С. 262–265.
  3.                Сайбель Н. Ю. Институционализация малого бизнеса в России: анализ проблем и путей развития // Институционализация экономики: система партнерских отношений в решении проблем экономической динамики: коллективная монография / под ред. В. А. Сидорова. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2010. С. 130–135.
  4.                Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.
  5.                Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  6.                Хасанова Г. А., Рабцевич А. А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–2 (12). С.70–71.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.

доля малого бизнеса в ввп россии

малый бизнес, Россия, предпринимательство, среднее, категория субъектов малого, предприятие, бизнес, общественное производство, заработная плата, стартовый капитал.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

малый бизнес, банк, малое предпринимательство, кредит, банковский сектор, малое предприятие, предприятие, кредитный портфель банков, Россия, объем сделки.

Проблемы малого бизнеса в России. Поддержка малого бизнеса

малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская деятельность, РСФСР, Уж.

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность…

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, среднее, малый бизнес, ГК РФ, малый, компания, малое предпринимательство, строительное предпринимательство

предприятие, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предпринимательство.

Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России. Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России.

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

малый бизнес, Россия, предпринимательство, среднее, категория субъектов малого, предприятие, бизнес, общественное производство, заработная плата, стартовый капитал.

Отрасли деятельности малых предприятий по данным 2004 г

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

малый бизнес, банк, малое предпринимательство, кредит, банковский сектор, малое предприятие, предприятие, кредитный портфель банков, Россия, объем сделки.

малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская деятельность, РСФСР, Уж.

проблемы малого бизнеса в россии

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность…

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере.

примеры малого бизнеса в россии

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, среднее, малый бизнес, ГК РФ, малый, компания, малое предпринимательство, строительное предпринимательство

предприятие, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предпринимательство.

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России. Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России.

малый бизнес с нуля идеи

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

Основными проблемами, негативно влияющими на развитие, а также структуру и эффективность малого бизнеса в России, являются:

  1. несовершенство юридической базы (правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность соответствующих аспектов хозяйственного законодательства, в том числе налоговых);

  2. недостаточная материально-техническая база — Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

  3. недостаточная финансовая база  дефицит финансовых средств, затрудненность получения ссуд, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес;

  4. имущественные проблемы, связанные со сложностями получения производственных площадей и служебных помещений;

  5. наличие административных барьеров, создаваемых властными органами различного уровня;

  6. неравноправное положение субъектов малого предпринимательства в отношении доступа к государственным и муниципальным заказам;

  7. отсутствие условий для нормальной конкуренции на ряде сегментов российского рынка, монополизация последних;

  8. неэффективность государственного регулирования, отсутствие или несовершенство механизма господдержки малых предприятий (речь идет о различных формах регулирования и поддержки);

  9. сложившийся в России (в советский и в постсоветский периоды) негативный имидж предпринимателей и их деятельности.

  10. дефицит кадров.

Кроме этого, отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений: Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» (11. 05. 1993), Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (12.

самый прибыльный малый бизнес в россии

05. 1995), Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (08. 12.

1995). В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства.

Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

Проблемы малого бизнеса в России. Поддержка малого бизнеса

На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Источники:

Вам также может понравиться