Правила перевозки скоропортящихся грузов

Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74по согласованию с Госпланом РСФСР иГосарбитражем РСФСРРаздел 13. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВАВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ(СТ. СТ. 35, 66, 67, 72 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГОТРАНСПОРТА РСФСР)§ 1. К скоропортящимся относятся грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима, указанного в Приложении N 1 к разделу 13.

Скоропортящиеся грузы подразделяются на следующие группы: а) продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.;

б) продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.; в) продукты переработки: молочные продукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясные продукты, сыры и т.п.;

г) живые растения: саженцы, цветы и др.

Скоропортящиеся грузы, не указанные в Приложении N 1 к настоящему разделу Правил, перевозятся по температурным режимам, указанным грузоотправителем, при условии, что данный температурный режим соответствует техническим возможностям рефрижераторной установки.

None Автотранспортные предприятия или организации при перевозке скоропортящихся грузов обязаны обеспечить в кузове авторефрижераторов температурный режим, указанный в графах 4 и 5 Приложения N 1 к настоящему разделу.

Допускается приемка к перевозке свежих овощей и фруктов с температурой выше указанной в графе 3 Приложения N 1. В этом случае грузоотправители обязаны осуществлять загрузку авторефрижераторов с 22 часов до 8 часов по графикам, согласованным с автотранспортными предприятиями или организациями.

Правила перевозки скоропортящихся грузов

§ 3. Свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути (с момента окончания погрузки и до начала разгрузки) не более 6 часов могут перевозиться в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0 град. , а свежая зелень (салат, редис, зеленый лук, укроп и т.

д. ) — в ночные и утренние часы (до 8 часов утра) продолжительностью перевозки не более 3 часов на неспециализированном подвижном составе с укрытием брезентом или автомобилях — фургонах с проветриванием.

§ 4. Подвижной состав, подаваемый автотранспортным предприятием или организацией для перевозки скоропортящихся грузов, должен отвечать установленным санитарным требованиям. Грузоотправитель перед погрузкой скоропортящихся грузов обязан проверить коммерческую пригодность подвижного состава для перевозки данных грузов.

Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

Проверка технического состояния подвижного состава, в том числе рефрижераторной установки, не входит в обязанность грузоотправителя, и ответственность за его исправность несет автотранспортное предприятие или организация.

§ 5. Автотранспортное предприятие или организация обязаны подавать под погрузку скоропортящихся грузов подвижной состав в летний период с охлаждением и в зимний период с подогревом до температурного режима, указанного в графе 4 Приложения N 1 к разделу 13.

Температура скоропортящихся грузов перед погрузкой и температура в кузове авторефрижератора, прибывшего под погрузку, а также температура в кузове авторефрижератора, прибывшего в адрес грузополучателя, должна отмечаться соответственно грузоотправителями и грузополучателями в Листе контрольных проверок температуры грузов и в кузове авторефрижератора (Приложение N 2 к разделу 13) и в товарно — транспортной накладной.

§ 6. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состояния и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и опломбированы пломбой отправителя, если груз доставляется нескольким получателям и невозможно опломбирование всего автомобиля.

§ 7. Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке и приниматься автотранспортным предприятием или организацией только в затаренном виде. Для упаковки плодов и овощей применяются типы ящиков в соответствии с установленными ГОСТами.

§ 8. В исключительных случаях вследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которых не отвечают требованиям стандартов или технических условий, могут быть по совместному указанию вышестоящих организаций грузоотправителя и автотранспортного предприятия или организации приняты к перевозке на условиях, согласованных между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем.

Соглашение о международных перевозках скоропортящихся грузов

§ 9. Предъявляемые к перевозке плоды и овощи должны быть уложены в тару плотно, в уровень с краями тары так, чтобы они не бились и не терлись. Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке отсортированными по степени зрелости и сортам в соответствии с требованиями стандартов.

§ 10. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке скоропортящиеся грузы, отвечающие следующим условиям: а) овощи и фрукты должны быть свежими, не загрязненными, не увлажненными, правильной формы, без механических повреждений, не пораженные болезнями и сельскохозяйственными вредителями.

К перевозке не допускаются овощи и фрукты перезревшие, вялые, загнившие и подмороженные. Не допускается перевозка в авторефрижераторах с охлаждением помидоров молочной спелости и зеленых. Черешня и вишня должны иметь плодоножку. Вишня без плодоножки (дойка) допускается к перевозке продолжительностью не более одних суток.

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом

Виноград свежий допускается к перевозке с нормально вызревшими развитыми, сухими ягодами и не опоенный;

б) туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо мелких животных должны предъявляться к перевозкам целыми тушами без голов.

Туши должны быть тщательно разделаны и зачищены, без кровоподтеков, побитостей и загрязнений кровью, содержанием желудочно — кишечного тракта или какими-либо посторонними веществами; не иметь бахромок в шейной части, а также с внутренней и наружной стороны туш; не содержать остатков внутренних органов (баранина и козлятина допускаются к перевозкам с наличием почек и околопочечного жира). На поверхности туши не допускается наличие льда и снега.

Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, пергамин, целлофан и другие прозрачные пленки и упакованы в контейнеры или коробки из гофрированного картона. В остывшем состоянии перевозится мясо, подверженное остыванию не менее 6 часов и имеющее поверхность, покрытую корочкой подсыхания, с температурой в толще мышц от +4 до +12 град. С.

Охлажденное мясо должно иметь сухую поверхность с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения и увлажнения; в) мясокопчености, колбасные изделия перевозятся в ящиках с просветами. Корейка и грудинка, покрытые защитным слоем, перевозятся в плотных ящиках.

Жиры животные, топленые и пищевые перевозятся в деревянных бочках, в жестяных и стеклянных банках или брусками, завернутыми в жиронепроницаемую бумагу, упакованными в ящики. Бекон перевозится в пачках по три — шесть половинок в каждой, обшитых крепкой мешковиной и обвязанных с двух сторон крепкой мягкой веревкой. Пачки укладываются в кузове одна на другую в три — четыре яруса.

Соглашение о перевозке скоропортящихся грузов

Солонина из говядины и баранины и языки соленые предъявляются к перевозке в бочках со сроком засола не менее 10 суток; г) тушки кроликов перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в ящики.

Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов, за исключением почек, и не иметь следов плесени, ослизнения и увлажнения;

д) субпродукты (головы, языки, печень, почки, мозги, губы, ноги, сердце, легкие, уши, хвосты, желудки) перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в чистые ящики или картонные коробки, в мешки из ткани или крафт — бумаги, или рогожные кули.

Как минимизировать риски при перевозке скоропорта

Субпродукты должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи; е) птица битая перевозится в замороженном и охлажденном состоянии, упакованная в ящики.

В охлажденном состоянии полупотрошеная и потрошеная птица перевозится в ящиках с просветами. Дичь перевозится в оперении только в замороженном состоянии, упакованной в ящики. Битая птица с признаками плесени, ослизнения, запахом закисания и увлажненной поверхностью к перевозке не допускается;

ж) эндокринное сырье (поджелудочная, щитовидная, другие железы) перевозится в замороженном состоянии, упакованное в плотные ящики. Ящики с эндокринным сырьем обкладывают со всех сторон замороженным мясом в качестве холодного балласта без зазоров между отдельными местами;

Основные правила перевозки скоропорта

з) молочные продукты (молоко, сливки, творог, сметана) должны быть упакованы во фляги. Сырки творожные и творог замороженный упаковываются в дощатые ящики.

Молочные и молочно — кислые продукты выгружаются немедленно после подачи авторефрижераторов или неспециализированного автомобиля к месту выгрузки. Масло сливочное перевозится в дощатых, фанерных или картонных ящиках и в бочках, топленое масло — в бочках.

Маргарин и кулинарные жиры перевозятся в дощатых и картонных ящиках, бочках, а также в фанерных барабанах. Сыры перевозятся в ящиках, окоренках и в деревянных барабанах.

Яйца упаковываются в решетчатые ящики с прокладкой из древесной стружки или в специальные картонные ящики с тиснеными или гофрированными прокладками. Яичные продукты (меланж, белок, желток) перевозятся в герметически запаянных банках, уложенных в плотные ящики.

Консервная продукция перевозится в жестяной и стеклянной таре, упакованной в прочные картонные или дощатые ящики. Банки должны быть уложены так, чтобы исключалась возможность их перемещения. Мороженое перевозится в металлических банках и коробках. В летний период грузоотправитель в каждый загруженный мороженым авторефрижератор добавляет 0,75 — 1,0 т сухого льда;

и) бруски дрожжей завертываются в бумагу и предъявляются к перевозке в деревянных ящиках; в каждый ящик укладывают бруски одинаковой расфасовки по весу, одной партии и даты выработки. Ящики должны быть чистыми и не иметь постороннего запаха; к) рыбу замороженную, в зависимости от вида, упаковывают в деревянные или картонные ящики, бочки сухотарные, тюки (для осетровых рыб), корзины и короба.

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом

Рыба охлажденная перевозится в ящиках или бочках сухотарных. На дно и на каждый ряд рыбы должен быть уложен слой чистого дробленого льда. Осетровые или лососевые рыбы упаковываются только в ящики. В охлажденном состоянии допускается к перевозке рыба свежая не ниже первого сорта.

Рыбу и сельди соленые перевозят упакованными в бочки, ящики и банки из белой жести. Рыбу, сельди и сардины маринованные пряного посола перевозят в заливных бочках.

Рыба вяленая упаковывается в ящики с двумя — тремя отверстиями от торца короба, корзины, кули рогожные, а также в бочки сухотарные для рыбы потрошеной и пласта. Рыба холодного копчения упаковывается в ящики дощатые, картонные короба и корзинки плетеные, а также в металлическую тару, бочки сухотарные. Бочки и ящики должны иметь по торцам отверстия.

Перевозка скоропортящихся грузов

Рыба горячего копчения упаковывается в деревянные, фанерные и картонные ящики, металлическую тару и коробки из плотного картона или плетеного шпона. Балычные изделия холодного копчения и вяленые перевозятся в ящиках.

Жиры рыб и морских зверей (медицинские) упаковываются в железные бочки, деревянные заливные бочки, бидоны из белой жести или стеклянные бутыли, упакованные в деревянные ящики и клетки.

Икру зернистую осетровых рыб упаковывают в банки из белой жести, зашитые по 2 — 4 штуки в бязевые мешки. Банки укладывают в новые деревянные бочки, имеющие в днище по 3 — 4 отверстия. Все промежутки в бочке в летний период заполняют мелким льдом. Бочки пломбируются грузоотправителем у верхнего и нижнего днища.

Ключевые правила транспортировки скоропорта

В зимний период банки с икрой могут быть упакованы в деревянные ящики. Свободное пространство ящиков заполняют опилками. Снаружи ящики обертываются войлоком и обшиваются рогожами, обвязываются и пломбируются грузоотправителем.

Икра осетровых рыб бочоночная перевозится в дубовых бочках с железными обручами. Бочонки с наружной стороны должны быть проолифлены и опломбированы грузоотправителем с верхнего и нижнего днища.

Раки перевозят в ящиках с просветами или корзинах. Раков перекладывают сухим мхом, сеном или водорослями. Срок между уловом и погрузкой не должен превышать 36 часов.

Какие требования должен выполнить грузоотправитель

К перевозке принимаются только живые раки, причем лиманные, озерные и прудовые на срок не более двух суток, а речные — до 6 суток; л) вина виноградные и плодово — ягодные перевозят в бочках или бутылках, упакованных в ящики; бочки с признаками течи к перевозке не допускаются.

Температурный режим перевозки вина устанавливается грузоотправителем, о чем он делает отметку в товарно — транспортной накладной. § 11. Мясные продукты, а также сырые животные продукты принимаются к перевозке только при наличии ветеринарных свидетельств, выдаваемых органами ветеринарно — санитарного надзора (Приложения N 6 и N 7).

§ 12. Живые растения, цветы, клубни, плоды, семена и т.п., отправляемые из местностей, объявленных под карантином, принимаются к перевозке только по предъявлении отправителем на каждую партию разрешений и карантинных сертификатов, выдаваемых инспекцией по карантину растений Министерства сельского хозяйства (Приложения N 8 и N 9).

Перевозка скоропортящихся грузов

§ 13. Автотранспортное предприятие или организация имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям, при этом груз в герметической упаковке не проверяется.

Вскрытие груза и его последующая упаковка после проверки производятся грузоотправителем. По товарной сортности автотранспортное предприятие или организация груз не проверяет.

§ 14. Грузоотправитель обязан вместе с оформленной им товарно — транспортной накладной представить автотранспортному предприятию или организации сертификат (Приложение N 4) или качественное удостоверение (Приложение N 5) с указанием в нем фактической температуры груза перед погрузкой, а также качественного состояния грузов и упаковки. При перевозке овощей и фруктов также указывается наименование помологических сортов.

Правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

§ 15. Грузоотправитель обязан указывать в товарно — транспортной накладной (в разделе «Данные о грузе»), сертификате (в гр. «Дополнительные сведения») или в качественном удостоверении (в гр. «Примечание») предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность) скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если грузоотправителем не указана в перевозочных документах предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность), а также если предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность) будет меньше срока доставки, определенного в порядке, указанном в § 20 Правил.

§ 16. Допускается совместная перевозка в одном автомобиле разных видов скоропортящихся грузов, входящих в одну группу (Приложение N 3), для которых установлен одинаковый температурный режим, и в течение времени, установленного для перевозки наименее стойкого груза. Совместная перевозка грузов, входящих в разные группы, не допускается.

Не допускаются к совместной перевозке в одном автомобиле с другими продуктами следующие грузы: а) рыба замороженная и охлажденная;

б) сельдь, рыба соленая, икра; в) рыбокопчености;

г) сухая и копчено — вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; д) мясо охлажденное;

е) мясокопчености и копченые колбасы; ж) сыры всех видов;

з) плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни); и) овощи с резким запахом (лук, чеснок);

к) дрожжи хлебопекарные; л) маргарин.

Перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным не допускается. § 17. Замороженные грузы укладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова.

Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30 — 35 см и не должно быть зазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова.

В случаях, когда длина ящиков не кратна длине кузова, должны быть созданы условия, препятствующие перемещению груза; необходимые для этого материалы должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем. Охлажденная и остывшая говядина, свинина, баранина, конина и телятина загружаются в кузов только подвесом на крючья или в стоечных поддонах, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.

В стоечных поддонах говядина перевозится разделанной на четвертины, свинина — на полутуши, баранина перевозится тушами. Не допускается перевозка на крючьях груза большего веса, чем указано в характеристике автомобиля.

§ 18. Грузоотправитель несет ответственность за правильность укладки скоропортящегося груза в кузове подвижного состава. § 19. Загруженные автомобили — рефрижераторы, автомобили — фургоны и цистерны — молоковозы должны быть грузоотправителем опломбированы.

§ 20. Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять скоропортящиеся грузы в междугородном автомобильном сообщении в сроки, исчисляемые по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км. Сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилей к грузополучателю.

Автотранспортное предприятие или организация вправе по соглашению с грузоотправителем принимать к перевозке скоропортящиеся грузы в возможно более короткие сроки. Срок доставки указывается автотранспортным предприятием или организацией в товарно — транспортной накладной.

§ 21. В случаях, когда дальнейшая транспортировка скоропортящихся грузов невозможна из-за поломки рефрижераторной установки, вследствие каких-либо других технических неисправностей подвижного состава, или имеются внешние признаки порчи перевозимого груза (подтеки), автотранспортное предприятие или организация обязаны принять возможные меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.

Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией из представителей автотранспортного предприятия или организации, инспекции по качеству и торгующей (сбытовой) организации, а в случае отсутствия инспекции по качеству — с участием торгующей (сбытовой) и незаинтересованной организаций.

КонсультантПлюс: примечание. Минздравом РСФСР 03. 05.

1978, Минавтотрансом РСФСР 15. 05. 1978 утверждена Инструкция по санитарной обработке специализированного подвижного состава и контейнеров, занятых на перевозке пищевых продуктов.

§ 22. Освободившийся после перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть грузополучателем очищен от остатков груза, а также промыт и продезинфицирован в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР в сроки по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий, с отметкой об этом в товарно — транспортной накладной.

Вышестоящая организация грузоотправителя вправе организовать выполнение работ по санитарной обработке подвижного состава в централизованном порядке. В отдельных случаях автотранспортное предприятие или организация могут принять на себя выполнение санитарной обработки подвижного состава за счет грузополучателя с оплатой согласно Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом.

§ 23. Специализированный подвижной состав (авторефрижераторы), предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, в попутном и обратном направлениях разрешается загружать грузами, не загрязняющими и не портящими кузов подвижного состава, не имеющими устойчивого запаха, а также частей из стекла.

После перевозки рыбы, сельди и рыбных изделий не допускается перевозка продовольственных продуктов, не упакованных в герметическую тару, гильз папиросных, игрушек, книг, ковров, мехов, одежды, тканей, головных уборов, ваты, пряжи, канцелярских принадлежностей и других грузов.

Перевозка продовольственных товаров, а также ваты, ювелирных изделий, книг, ковров, мехов, одежды, пряжи, пуха, пера, тары, хлопка допускается после перевозки мяса только после предварительной очистки и промывки кузова.

После перевозки резиновых, соломенных, фарфоровых и фаянсовых изделий, кофе, лаврового листа, муки, перца, пуха, пера, пряжи, соли, сургуча, чая погрузка скоропортящихся грузов в кузов подвижного состава допускается только после предварительной его очистки и промывки.

Документация:

Скоропортящиеся грузы — это группа продуктов или режимные грузы, которые при перевозке, а также хранении требуют точного соблюдения температурного режима, определенной влажности, выполнении санитарно-гигие­нических требований и предельного срока доставки. Чтобы продукты во время транспортировки сохраняли качества, логисты разрабатывают перевозку так, чтобы обеспечить непрерывную холодильную цепь. Транспорт, входящий в цепь, либо оборудован специальным оборудованием, либо сконструирован так, чтобы сохранять товары.

Перечень скоропортящихся грузов: виды и классификация

Согласно принятым нормам классификация скоропортящихся грузов учитывает их происхождение, степень обработки и режим транспортировки. Каждой группе присвоен определенный код. По происхождению скоропортящиеся товары могут относиться:

  • к продуктам животного происхождения: мясо, рыба, яйца, икра и молоко;
  • к продуктам растительного происхождения: грибы, овощи, ягоды и фрукты;
  • к продуктам переработки: жиры, колбасные изделия, сыры, замороженные плоды;
  • а также к живым растениям, представленным цветами, саженцами и другим посадочным материалом.

В зависимости от степени температурной обработки скоропортящиеся товары и продукты бывают:

  • замороженными (температура доставки -6 °C и ниже);
  • охлажденными (перевозимые при температуре -5…-1 °C);
  • охлаждаемые (транспортировка выполняется при температуре 0…+15 °C).

Еще один тип продукции — вентилируемые товары. Во время доставки они не требуют создания определенного температурно-влажностного режима, но нуждаются в интенсивной вентиляции кузова. Классы скоропортящихся грузов.

  • рефрижераторные;
  • нерефрижераторные;

Каждый класс имеет свою специфику транспортировки, которая определяется наименованием товара, его характеристиками и условиями окружающей среды. К примеру, мясо может быть как охлажденным, так и замороженным. А в зимний период охлаждаемые грузы нуждаются в повышении температуры воздуха в кузове, в результате чего становятся обогреваемыми.

[custom_ads_shortcode1]

Особенности транспортировки и маркировки

Грузоотправитель перед тем, как выбрать способ отправки скоропортящегося груза, учитывает четыре обязательных условия для обеспечения сохранности качества и внешнего вида:

  • время года;
  • климатические условия;
  • срок доставки;
  • срок транспортабельности.

Во время транспортировки нужно учитывать особенности перевозки скоропортящихся грузов:

  • в пути должен поддерживаться постоянный температурный режим;
  • перевозчик обязан использовать специализированный транспорт;
  • грузы маркируются специальными знаками.

Нарушение предельных сроков и температурного режима являются причинами порчи продуктов и невозможности их дальнейшей реализации. При подготовке товара к отгрузке грузоотправитель обращается в уполномоченные органы для оформления сертификата качества. Скоропортящиеся грузы имеют свои предельные сроки хранения и перевозки.

Предельный срок хранения – это допустимое время хранения продуктов до момента их реализации. Предельные сроки перевозки – время, в течение которого нужно доставить товар. При транспортировке продуктов должны быть соблюдены требования к упаковке и маркировке.

  • знак «Скоропортящийся груз» – обозначает, что при доставке соблюдается температурный режим;
  • «Беречь от влаги» – если на перевозимые скоропортящиеся продукты попадет влага, то они теряют потребительские качества;
  • знак «Беречь от солнца» – обозначает запрет на попадание прямого солнечного света;
  • «Герметичная упаковка» – этот знак запрещает вскрывать упаковку;
  • знак «Тропическая упаковка» – знак-обозначение отрицательного влияния тропического климата;
  • знак «Вверх» указывает правильное расположение упаковки при погрузке, разгрузке;
  • также на упаковку наносится знак «Ограничение температуры» – с указанием максимально допустимых низких и высоких температур.

Правильное оформление маркировки и нанесение знаков поможет избежать споров, в случае нарушения перевозчиком правил транспортировки. Законодательством был установлен особый порядок таможенного оформления скоропортящихся грузов, что позволяет выпускать транспорт из таможенной зоны в максимально сжатые сроки.

Скорость оформления зависит не от уполномоченного лица таможенного органа, а от декларанта: полного перечня оформленных документов на перевозку и сертификатов качества.

[custom_ads_shortcode2]

Способы транспортировки железнодорожным транспортом

При перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать Правила хранения и Правила перевозок скоропортящихся грузов в местах общего пользования, которые были установлены в июне 2003 г. Эти правила устанавливают права и обязанности сторон и сколько времени продукты сохраняют свои качественные характеристики в течение передвижения или хранения до передачи их получателю. Перевозка железнодорожным транспортом имеет свои преимущества:

  • единовременно можно перевезти широкую номенклатуру товаров в больших объемах;
  • небольшая себестоимость;
  • постоянный контроль за состоянием транспорта;
  • высокая надежность доставки.

Вагоны способны поддерживать различные температурные режимы в зависимости от классов товаров:

  • Рефрижераторные вагоны имеют цельнометаллический кузов с теплоизоляционным слоем, предотвращающий изменение температуры в вагоне под влиянием внешних факторов.
  • Вагоны-термосы не оснащены холодильными установками, а поддерживают температурный режим благодаря теплоизоляции. Имеют ограничения по срокам транспортировки и дальности передвижения.
  • Вагоны-цистерны используются для жидких, порошкообразных и затвердевающих пищевых продуктов.
  • Цистерны-термосы используются для транспортировки молока.
  • Изотермические вагоны-цистерны подходят для вина и виноматериалов.
  • Универсальные контейнеры подходят для доставки широкой номенклатуры товаров и продукции, бывают среднетоннажными (загрузка 5 т) и крупнотоннажными (10 т и более).
  • Рефрижераторные контейнеры требуют подключение к электропитанию.

Отправитель обязан предоставить сертификат качества, который устанавливает предельные сроки транспортабельности.

[custom_ads_shortcode3]

Способы транспортировки автомобильным транспортом

Транспортировка и перевозка скоропортящихся грузов регулируется Общими правилами перевозок грузов автотранспортом, а в международных перевозках – Соглашением СПС о международных перевозках пищевых продуктов. Скоропортящиеся грузы перевозятся в автотранспортных средствах, которые могут использоваться только для перевозок продуктов и соответствуют санитарным требованиям.

Кузов изотермических автотранспортных средств изготовлен из теплоизолирующего материала, которым покрывают пол, стены, двери и потолок. Существует три класса автотранспортных средств для перевозки продуктов:

  • Ледники – в таких транспортных средствах внутренний температурный режим поддерживается при помощи естественного или сухого льда, либо при помощи сжиженного газа.
  • Рефрижераторы – так же как и ледники, способны поддерживать температурный режим, но используются специальные холодильные системы: компрессорные агрегаты или абсорбционные установки.
  • Отапливаемые автотранспортные средства: в таком транспорте температура повышается и сохраняется в течение 12 часов благодаря отопительной системе.

При автомобильной доставке в накладных грузоотправитель указывает не только время загрузки и срок доставки, но и температурный режим, который должен соблюдаться. Использование автомобильного транспорта очень популярно среди грузоотправителей из-за его мобильности. Второй причиной выбора такого вида транспортировки является его неприхотливость в эксплуатации.

При автомобильной перевозке на расстояние до 1000 км, автотранспорт значительно выигрывает железнодорожный. Более того, большая часть автопарка оснащена системами спутникового контроля, что позволяет контролировать передвижение.

[custom_ads_shortcode1]

Особенности использования воздушного транспорта

Скоропортящиеся продукты отправляются воздушным транспортом при необходимости переместить партию товара из одного места в другое в самые короткие сроки. Недостатком авиаперевозки является ее высокая стоимость. В связи с тем, что воздушный транспорт двигается по прямым международным маршрутам, грузу обеспечивается безопасность высокого уровня. Сохранность скоропортящегося груза во время авиаперевозки обеспечивается при помощи специального охлаждающего оборудования – контейнеров-рефрижераторов, которые поддерживают заданный температурный режим во время воздушной транспортировки.

При передаче товара к доставке отправитель предоставляет удостоверение или сертификат, подтверждающий качество. В сертификате, кроме наименования и перечня, указываются предельные сроки транспортировки. В случае, когда перевозчик не способен доставить отправление в указанные сроки, он имеет право отказаться от авиаперевозки.

Когда возникает риск порчи или утраты, он незамедлительно уведомляет отправителя для принятия необходимых мер. Скоропортящийся груз транспортируется с сопровождающим лицом, которое несет полную ответственность за сохранность, и находится на борту, на основании приобретенного авиабилета или по договору чартера. Он же обязан соблюдать Правила перевозок.

В случае отказа отправителя предоставить сопровождение на время авиаперевозки, грузовые места должны быть опломбированы. Отправление, превышающее 2 т, принимается к доставке воздушным транспортом только с сопровождающим.

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом является выполненной в момент передачи грузополучателю. По окончании авиаперевозки перевозчик обязан в течение 3 часов уведомить о доставке. Уведомление отправляется факсимильной связью или передается устно по контактным телефонам. До момента принятия он обеспечивает сохранность в процессе хранения в течение установленных предельных сроков, предусмотренных договором авиаперевозки или правилами.

К перевозке воздушным транспортом скоропортящийся груз принимается перед остальными отправлениями. Перегрузка товара во время авиаперевозки запрещается. В экстренных случаях может быть разрешена только одна перегрузка.

[custom_ads_shortcode2]

Особенности использования морского транспорта

Скоропортящиеся грузы во время отправки посредством морского транспорта перевозятся либо в рефрижераторных контейнерах, либо на рефрижераторных судах. Рефрижераторные контейнеры выполнены из нержавеющей пищевой стали. Они заправляются экологичным фреоном и поддерживают постоянную температуру при помощи интегрированного холодильного оборудования.

Рефконтейнеры обладают высокой степенью герметизации и низким уровнем энергопотребления. Современные модели оснащены системами самодиагностики и дружелюбным интерфейсом.

Рефрижераторное судно оснащено специализированной холодильной системой. Рефрижераторные суда разделяют на пять видов:

  • низкотемпературные для доставки охлажденных грузов;
  • высокотемпературные для транспортировки замороженных продуктов;
  • универсальные;
  • фруктовозы – суда с усиленной вентиляцией;
  • рыбопромысловые рефрижераторные суда выполняют функции добычи, замораживания и транспортировки.

Трюмы термоизолированы и оборудованы системой вентиляции. Морские грузоперевозки характеризуются большими объемами, низкой себестоимостью, небольшими рисками, возможность организации недорогих межконтинентальных перевозок. Недостатками же являются – низкая скорость и зависимость от навигационных условий.

Для организации перевозки товаров с ограниченным временем хранения можно использовать любой вид транспорта: воздушный или морской, железнодорожный или автомобильный. Допускается и смешанная перевозка, когда это оправдано.

Скоропортящиеся гру­зы — это режимные грузы, которые для сохранения качества при транспортировании нуждаются в соблюдении температурного ре­жима, определенной влажности и выполнении санитарно-гигие­нических требований; в основном это пищевые продукты.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.

По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, овощи и др. ) и животного (мясо, рыба, молоко и др. ) происхождения, продукты их переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.

), а также живые растения (цветы, саженцы и др. ).

По режиму перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса: 1) замороженные — грузы, перевозимые при температуре -6 °С иниже;

2) охлажденные — грузы, перевозимые при температуре от -5 до -1°С; 3) охлаждаемые — грузы, перевозимые при температуре от 0 до 15 °С;

4) вентилируемые — грузы, перевозимые без создания опреде­ленного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях. Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса — в класс «Нерефрижераторные грузы».

По условиям перевозки скоропортящиеся грузы могут быть раз­делены на: — требующие применения специализированных транспортных средств (с кузо­вами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;

— допускающие применение транспортных средств и контейнеров общего назначения. В зависимости от необходимости вентилирования грузовых по­мещений при перевозке скоропортящиеся грузы подразделяются на два подкласса:

— грузы, требующие воздухообмена для обеспечения сохранно­сти; — грузы, не требующие воздухообмена, т. е. для которых наличие вентиляции не является решающим фактором сохранности.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухооб­мена» по температурному режиму подразделяется на две катего­рии: — замороженные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при низких температурах (- 6 °С и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;

— охлажденные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при пониженных температурах (от -5 до+1 С), вызывающих за­медление ферментативных и иных процессов. Подкласс «Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообме­на» (в подавляющем большинстве плодоовощные грузы) по режи­му перевозки также подразделяются на две категории:

— охлажденные грузы — грузы, перевозимые при пониженных температурах (от -3 до + 15 °С), вызывающих торможение процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития; — неохлажденные грузы — грузы, перевозимые без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов.

Скоропортящиеся грузы перевозят различными видами транс­порта, и каждый из них имеет свои особенности.

При хранении и перевозках скоропортящихся грузов должен быть обеспечен один и тот же заданный технологический режим. Требования к соблюдению температурного режима при перевозке основных видов скоропортящихся грузов различными видами транспорта приведены в табл. 4.5.

Воздействие на продукты неблагоприятных факторов в период нарушения или ослабления установленного режима приводит к потере качества скоропортящихся продуктов, снижению стойкос­ти к дальнейшему хранению. Таблица 4.5.

Продукты Температура перевозки транспортом, °С
морским железнодо- рожным автомобильным
Мясо замороженное
Мясо охлажденное
Рыба замороженная
Яблоки, груши, виноград
Вишня, слива, абрикосы
Помидоры бурые
Мандарины
Апельсины
Ананасы
Бананы

При решении задач по организации перевозочного процесса скоропортящихся грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении (разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 25.10.74), а также Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок ЕЭККомитет по внутреннему транспорту, ООН, Нью-Йорк, 1991 г.).

Правила регламентируют требования по обеспечению при погрузке грузоотправителем необходимой температуры продуктов и транспортными организациями заданного температурного режима в транспортных средствах.

К специализированным транспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое транспортное средств, автотранспортное средство — лед­ник, автотранспортное средство — рефрижератор и отапливаемое автотранспортное средстве.

Изотермическое транспортное средство — это транспортное средство на автомобиль­ном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и кры­шу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и на­ружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему ко­эффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м*°С) (обычное изотер­мическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м*°С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).

Автотранспортное средство-ледник — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при по­мощи источника холода иного, чем механическая или абсорбци­онная установка, позволяет понижать температуру внутри порож­него кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при сред­ней наружной температуре 30 °СВ качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособ­лением, позволяющим регулировать его сублимацию или без та­кового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.

Автотранспортное средство-рефрижератор — это изотерми­ческое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрес­сорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которая позво­ляет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30°С.

Мощность холодильной установки и, следовательно, класс автотранспортных средств определяются на специальных испытательных станциях и оформляются протоколом испытания.

Отапливаемое автотранспортное средство — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного временина заданном уровне.

Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво, мука и др.) применяют автотранспортные средства с кузовомцистерна, оснащенные необходимым технологи­ческим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоро­портящихся жидких грузов, доставляемых на значительные рас­стояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерныс термоизолирующими стенками.

При необходимости доставки скоропортящихся продуктов не­большими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микро­процессорами для автоматического регулирования заданного тем­пературного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соот­ветствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохран­ность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, вклю­чая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материа­лов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляциии дверные устройства.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные автотранспортные средства.

Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим покрытием кузова, поддающимся санитарной обработке. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как прави­ло, один раз в 10 дней. На каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России перевозчику выдается санитарный паспорт на срок от 3 до 6 месяцев.

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хране­ния и транспортирования для обеспечения со­хранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов имеют значение защит­ные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, боль­шинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представ­ляться к перевозке только в таре. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых автотранспортными средствами при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитар­но-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Подготавливать к перевозке скоропортящиеся грузы обязан грузоотправитель. Вместе с накладной он должен предоставить сертификат или удостоверение о качестве груза с указанием возможного срока транспортирования, температуры охлажденного или замороженного груза и процента влажности (для рыбы сушеной, вяленой и копченой).

Скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются, если срок транспортирования, указанный в сертификате, меньше срока доставки, установленного правилами перевозки грузов, а также, если имеются признаки порчи груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформле­ния документов до момента прибытия автотранспортного средства к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз. cp>Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъяв­ляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в автотранспортные средства своими силами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове автотранспортных средств или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных автотранспортных средств и в контейнерах относятся, прежде всего, сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности автотранспортных средств или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

[custom_ads_shortcode3]

Возможность совместной перевозки различных скоропортящихся грузов

Вфургон автотранспортных средств или контейнер грузоотправителем одновре­менно могут загружаться для доставки разные виды скоропортящихся грузов, входящих в одну группу, для которых установлен одинаковый температурный режим. В этом случае время доставки принимается для наименее стойкого груза (с наименьшей предельной продолжительностью транспортирования).

Перечень группи входящих в них скоропортящихся продуктов, допускаемыхк совместной перевозке вкузове автотранспортных средств или контейнере, приведён в Правилах перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом. Не допускаются к совместной перевозке в одном кузове или контейнере с другими продуктами следующие виды грузов:

— замороженная и охлажденная рыба; — сельдь, солёная рыба, икра;

— рыбокопчёности; — сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;

— охлажденное мясо; — копченые колбасы и мясокопчености;

— сыры всех видов; — плоды, обладающие сильным ароматом, — апельсины, лимо­ны, мандарины, дыни (за исключением лимонов и грейпфрутов, допускаемых к совместной перевозке);

— овощи с резким запахом (лук, чеснок); — хлебопекарные дрожжи;

— маргарин. Не допускается перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлаж­денным.

Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плот­ную тару и неупакованных грузов приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного груза. Допускаются к совместной перевозке мясо, масло и жиры; ох­лажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные грузы.

[custom_ads_shortcode1]

Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов

Естественная убыль зависит от многих факторов, например, от системы охлаждения подвижного состава, схемы циркуляции воздуха, вида упаковки и т.д. Убыль при пе­ревозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа транспортного средства и обеспечения режима хранения.

Потери при перевозках предварительно неохлажденной продук­ции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлаж­денных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых опера­ций увеличивается в 2 — 3 раза. Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в автотранспортных средствах составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9%.

В настоящее время фрукты и овощи в автотранспортных средствах перевозят в регули­руемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять каче­ство и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4… 5 % кислорода и 95… 96 азота, для огурцов соот­ветственно 3…5 и 95…97 %.

В атмосфере, содержащей 99,8% азота, при температуре 0°С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бакте­рии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются. В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 суток.

При невозможности дальнейшего транспортирования скоропор­тящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности автотранспортных средств или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящих­ся продуктов.

При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при отсутствии — незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки автотранспортные средства или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Вам также может понравиться