Президентский срок в России: особенности, права и требования

Особенности института президентства в России, его становление и развитиеособенность становление развитие институт президентствоИ.В. ОсипянПеред тем как непосредственно приступить к институту президентства в России в процессе его становления и развития, а главным образом на современном этапе, обратимся к уяснению сущности президентства как института публичной власти в современном демократическом обществе. Для этого необходимо уточнить некоторые понятия, по поводу которых в научной литературе существует огромное количество различных точек зрения.

президент рф является

К примеру, Б.П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, а цель определяет как согласование деятельности институтов государственной власти. Елисеев Б.П. «Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа». Москва.,1997г. То есть, институт президентства — это властный институт, иными словами совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции. Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.26Общепризнанного определения института президентства в настоящее время нет. Анализ конституционных определений президента только по нескольким странам сразу показывает существенное отличие таких понятий. Во многих конституциях вообще отсутствует само определение президента. Косвенно влияют на определение президента, как научного понятия, вспомогательные конституционные нормы, такие как круг полномочий и обязанностей президента, статус президента и функции института президентства. Огородников А.А. «Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти». Москва. «Современный мир». 2001 г.стр.19Различные модели президентской власти предопределяют использование в конституции таких терминов, как «глава исполнительной власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» и конечно же «глава государства» (Россия). Глава государства — это чаще всего высшее должностное лицо, которое официально занимает высшую степень в иерархии институтов государственной власти. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право». Москва. Юристъ.2002 г. стр.403Важнейшим в понимании сущности института президентства является определение основных черт, которые характеризуют данный институт. По мнению Б.П. Елисеева к ним относятся следующие:

Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей. В организационном аспекте президент никому не подчинён и обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, но это не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнением законов;

Пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами. Елисеев Б.П. «Нормативно — методическое обеспечение деятельности государственного органа (на примере Администрации Президента РФ)». Москва. 1997 г. стр.93Если попытаться дать общее определение понятия «президент», безотносительно к конкретному государству, то можно прийти к такому определению:

Полномочия президента в сфере

  • — глава государства;
  • — глава исполнительной власти;
  • — глава Правительства;
  • — руководитель государства;
  • — гарант безопасности государства, единства народа и страны, законов и Конституции, независимости и суверенитета страны и т.д.
  • — символ государственной власти и единства народа.

Президентство, то есть непосредственно институт президентства в Российской Федерации возник не так давно и находится в стадии становления. Вполне естественно, что развитие государства зависит от многих особенностей исторического, географического, политического и правового характера. Но государства, которые во главе имеют президента, обладают общими чертами и особенностями.

Особенности института президентства в России будут рассмотрены позже через своеобразный тип президентского режима, который сложился в нашей стране. Но этому предшествовал длительный процесс становления.

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Становление же института президентства — это достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен учёт богатого зарубежного опыта функционирования президентской власти в различных странах. Сахаров И.А. «Институт президентства в современном мире». Москва. 1994 г. стр.4Внешней предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая практика аналогичного института, но существует и внутренняя предпосылка, а именно опыт того политического строительства, который Россия накопила за свою тысячелетнюю историю. Дёгтев Г.В. «Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ». Москва. Юристъ.2003г. стр.39Следует отметить при этом ряд специфических предпосылок становления института Президента в России, что в последствии дало основание говорить об особенностях института президентства в нашей стране на современном этапе. Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда». Москва. 1996 г. стр.11-19Посты президентов стали возникать после крушения союзного государства во многих независимых государствах, прежде бывших союзными республиками с составе СССР. Переход к президентской системе власти от партийно-советской означал признание принципа разделения властей. Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть. Чиркин В.Е. «Президентская власть». Государство и право. 1997 г. №5. стр.15В своей статье Чиркин В.Е. утверждает, что, определяя природу президентской власти, следует исходить из взаимопроникновения различных ветвей известной триады. Подробно изучив данную работу можно сделать некоторые выводы касательно природы президентской власти в России:

Президентский срок в России: особенности, права и требования

Природу президентской власти нельзя привязать лишь к одному из элементов триады разделения властей; Для юридической квалификации президентской власти нельзя ограничиваться не только одним, но и несколькими элементами известной триады, а следует попытаться обнаружить другие властные отношения;

При оценке места государственной власти в российском обществе нужно учитывать не только разделение властей и нельзя игнорировать не менее важную проблему взаимодействия властей в целом — единства самой государственной власти; Определяя природу президентской власти, важно учитывать не только западные направления конституционной доктрины, которые могут оказаться односторонними, но и более широкий опыт других государств мира.

Становление президентской власти в России шло по своему отдельному сложному пути. Рассматривая вопрос о назначении и причинах возникновения института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и вобрало в себя все многочисленные и противоречивые точки зрения, которые были высказаны учёными, юристами, журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в России.

История становления и развития института президентства в нашей стране уникальна и неповторима, но конечно же в ней проглядываются черты, общие для целой группы стран, оставивших своё социалистическое прошлое.

Первые реальные шаги к учреждению должности Президента в отечественной практике были сделаны вскоре после прихода к власти Горбачёва, хотя следует отметить, что вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 года, однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 году, Хрущёв Н. С.

предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Но эта попытка также потерпела неудачу. Обращение к идее создания поста Президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того времени, а главным образом кризисом советского федерализма, который проявился после объявления курса на обновление федерализма в СССР.

На III съезде народных депутатов СССР после достаточно оживлённых прений 14 марта 1990 года был принят Закон « Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В Конституцию СССР 1977 года была введена глава 15 Воеводин Л. Д.

, Златопольский Д. Л. «Государственное право зарубежных социалистических стран».

Москва. 1984 г. стр.

Конституционные полномочия президента

318-326 «Президент СССР». Президент СССР объявлялся главой государства и избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Но в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов.

Особенности становления института президентства в России тесно связаны с непосредственными причинами появления данного института в нашей стране в рассматриваемый период: Во-первых, это размежевание функций государства и партии.

Во-вторых, появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов власти после проведения разделения властей. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и скором разрешении чрезвычайных ситуаций. Заседания Верховного Совета СССР: Стенографический отчёт.

Президентский срок в России: особенности, права и требования

Заседание8-е. Докладчик- Кудрявцев В. Н.

27 февраля 1990 г. Москва. 1990 г.

Учреждение поста Президента СССР, по мнению многих, способствовало упорядоченности дел в стране. Фактически Президент СССР изначально был сильной политической фигурой, но это обеспечивалось не только Конституцией СССР, но и личным авторитетом первого Президента СССР, М. С.

Горбачёва. По началу были попытки Президента самому возглавить Правительство, но в 1990 году в Конституцию СССР включается положение, согласно которому Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, а Правительство подчиняется Президенту, который формирует кабинет министров по согласованию с Верховным Советом СССР.

Таким образом, в данный период модель института президентской власти находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что же должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было, что в принципе и обусловило его характерные особенности. Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.55Но очевидным оставался тот факт, что Президент необходим России как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о его представительстве как внутри страны, так и на международной арене, защищать государственные интересы.

Решение вопроса об учреждении поста Президента в России также проходило с большими трудностями. При подготовке проекта новой Конституции России одной из ключевых проблем стал выбор наиболее оптимальной модели института президентства. Суть спора, возникшего в Конституционной комиссии и её рабочей группе, состояла в том, будет ли Президент главой исполнительной власти или исполнительная власть должна возглавляться Правительством.

Но вариант президентской республики, который быль поддержан рабочей группой Конституционной комиссии, и далее воплощённый в Законе «О Президенте РСФСР» 1992 года в незначительной степени учитывал российские традиции и возможные последствия прихода к власти политического лидера с авторитарными амбициями, который в последствии мог стать первым Президентом России. Закон о «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года №1098-1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991 г.

№17. стр. 512 содержал всего 11 статей, часть из которых сохранила своё практическое значение, а часть приобрела совершено иное юридическое и фактическое значение.

Предложенная на том этапе концепция института Президента РСФСР как главы исполнительной власти и высшего должностного лица многим депутатам показалась даже более демократичной по сравнению с аналогичным институтом власти, только на союзном уровне. Скорее всего сыграло то важное обстоятельство, что полномочия Президента не ограничивали парламентские привилегии.

Линия раскола во взаимопонимании среди российских правоведов обозначилась прежде всего при оценке введения поста Президента России. Выступающие против учреждения данного поста считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в одних руках. Данное утверждение имеет под собой достаточно сильное основание даже на современном этапе, так как уже сегодня российская власть столкнулась с проблемами, присущими именно президентской форме правления: глава государства воспринимается как «отец нации», на него возлагается ответственность за всё происходящее в стране, возникает опасность авторитаризма. Дёгтев Г.В. «Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ». Москва. Юристъ.2003г. стр.7По мнению Окунькова Л.А., вероятно, большая часть депутатов разделяли мнение по поводу будущего приоритета парламента во взаимоотношениях с Президентом. Окуньков Л.А. «Президент РФ. Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда». Москва. 1996 г. стр.12 Закреплённые в Законе «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года (ст.5) президентские полномочия заложили основу института президентства в России, которая сочетала в себе две составляющие статуса Президента: конституционного главы исполнительной власти и фактического главы государства. Однако в отличие от союзного Президент РСФСР в то время не был конституирован как глава государства и оставался только высшим должностным лицом РСФСР.

Можно сделать вывод, что введение поста Президента России стало следствием достаточно прогрессивных и демократических процессов в российском обществе. После принятия Конституции 1993 года Закон «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года был признан недействительным. Но следут отметить, что в новую Конституцию включены большинство полномочий Президента из Закона «О Президенте РСФСР», а именно:

  • — право законодательной инициативы;
  • — право отлагательного вето на принятые палатами законы с возможностью преодоления его парламентом при повторном рассмотрении закона;
  • — право назначения Председателя Правительства с согласия парламента и т.д.

Представляя президентский проект Конституции, один из её разработчиков, Алексеев С.С., следующим образом охарактеризовал содержание президентской власти: «Глава государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство…Каждый (то есть суды, Правительство и Федеральное Собрание) занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее». Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. Том 2.Москва.1995 г. стр.7Правовое положение Президента в Конституции РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, а из этого следует, что он — первый среди государственных должностных лиц и единственный, кто избирается всем избирательным корпусом страны.

Президентский срок в России: особенности, права и требования

Таким образом, концепция президентской власти, принятая в Конституции РФ, существенно отличалась от прежней Конституции. Суть изменений главным образом состоит в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти и согласно ст.110 Конституции РФ исполнительная власть теперь осуществляется Правительством РФ.

Но всё же разработчики действующей ныне Конституции не смогли избежать невидимых на первый взгляд включений в текст главного закона страны механизмов власти, в результате которых Президент РФ превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляя единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами.

Вообще в России сложился своеобразный тип президентского режима, существенные черты которого вытекают из самой Конституции РФ: Президент избирается населением ч. ст. 81 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Москва. 1993г. ;

Выборы проходят по двухтуровой системе ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» №19-ФЗ. 10. 01.

2003(в ред. 21. 07.

Президентский срок в России: особенности, права и требования

05). СЗ РФ №2. ; Имеет место самостоятельный пост главы Правительства ч.

2 ст. 110, ч. 1 ст.

111, ст. 113 Конституции РФ ;

Президентский срок в России: особенности, права и требования

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности членов Правительства, при этом согласия парламента не требуется. Президент в любой момент может отправить Правительство в отставку. Президент осуществляет назначения на множество государственных должностей Ст.

83 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Москва. 1993г.

Президент может распустить Государственную Думу, если она три раза подряд отклонила представленных кандидатов на пост главы Правительства или в течение трёх месяцев дважды выразила недоверие Правительству. Государственная Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения, после начала возбуждения процедуры импичмента против Президента и в течение первого года своих полномочий ст. 84 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

на какой срок избирается президент рф

Москва. 1993г. ;

Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух раз подряд ч. 3 ст. 81 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Москва. 1993г. ;

президент российской федерации

В случае если пост Президента оказывается свободным, назначаются досрочные президентские выборы, а исполняющим его обязанности становится глава Правительства ч. 2, 3 ст. 92 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Москва. 1993г. .

Особенности становления и развития института президенства в России заложили черты, присущие только этой модели президентской власти, котрые раскрываются через особенности конституционного статуса Президента РФ, объём его полномочий, цели и задачи данного института государственной власти, через отношения его с другими органами и т. д.

гражданин россии

Существенные черты российской модели президенской власти, представленные выше, не является достаточными для чёткого и детального выявления особенностей института президентства в России на современном этапе, поэтому перейдём к более подробному описанию.

Конституционные положения, которые касаются статуса Президента, многим правоведам представляются фрагментарными, а его полномочия — недостаточно регламентированными. Но с этой точкой зрения трудно согласиться, так как институт президентства закреплён в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» и главе 4 «Президент Российской Федерации». В целом из 137 статей Конституции непосредственно Президенту посвящено более 30 статей, влючая ряд принципиальных норм, которые касаются отношений Президента с Госудаврственной Думой, Советом Федерации и Правительством РФ.

Итак, основным источником, определяющим правовой статус, границы и объём полномочий института президентства, является конституция государства, в данном случае Конституция РФ 1993 года. Дополнительными правовыми источниками служат или конституционные законы или специальные законы, например «О выборах Президента Российской Федерации» ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» №19-ФЗ. 10.

Срок полномочий президента РФ

01. 2003(в ред. 21.

07. 05). СЗ РФ №2.

Несмотря на кажущуюся простоту, выделить конституционные основы института президентства России и представить их виде логической системы норм, далеко не так просто. Огородников А. А.

Полномочия президента

«Конституционные основы института президентства. США и Россия. Конституционные органы и должностные лица США и России».

Москва. Современный мир. 2001 г.

стр. 42 Предварительно необходимо выделить в Конституции РФ нормы, имеющие отношение к исследуемому институту, так как её разработчики естественно не ставили перед собой цель последовательно изложить положения института президентства в тексте основного закона. Поэтому нормы, определяющие особенности данного института размещаются по всему тексту и на превый взляд не имеют связи между собой.

Большинство норм выделены в самостоятельные разделы или главы, как было отмечено ранее в данной работе, но всё равно приходится выделять те нормы, которые касаются только того или иного института: законодательной власти, института исполнительной власти и т. д.

Анализируя текст Конституции, можно прийти к выводу о том, что основой характеристики правового статуса Президента РФ являются: установленное в Конституции РФ определение, то есть дефиниция, определящее функциональное назначение данного института;

место, которое отводится институту президентства в системе органов государственной власти. В России конституционный статус Президента определяется как: Президент — Должностное лицо. Данный тезис может быть подтверждён следующими нормами:

Президентский срок в России: особенности, права и требования

«должность Президента Российской Федерации» ч. 3 ст. 81 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Москва. 1993г. ; «Президент Российской Федерации при вступлении в должность приносит народу присягу» ч.

1 ст. 82 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Москва.

требования к кандидату в президенты рф

1993. ;

«Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности» ч. 1 ст. 93 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Москва. 1993г. .

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента РФ являются ст.80 Конституции РФ и место главы, посвящённой Президенту РФ, в тексте Конституции РФ. Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.82Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. В.Е. Чиркин по новому трактует поставленную ещё Марксом проблему соотношения концепции разделения властей и «прозаического разделения труда» по управлению государством Чиркин В.Е. «Президентская власть». Государство и право. 1997 г. №5. стр.18. Он утверждает, что Маркс был неправ, отвергая вообще идею разделения властей, которая несёт в себе огромный демократический заряд, но он верно констатировал разделение труда по управлению обществом и государством между различными органами.

Каждый из органов или институтов государственной власти лишь в части обеспечивает действие Конституции, но только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность, а поскольку в Российской Федерации происходит становление не только института президентской власти, но и парламентаризма, формируются независимые судебная власть, органы исполнительной власти и местного самоуправления, и ни один из них не функционирует вне рамок общей системы организации публичной власти, в той или иной мере взаимодействуя с Президентом как главой государства, то необходимым видится исследование института президентства России с учётом взаимодействия его с другимим органами государственной власти.

Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента. Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции Российской Федерации процедура импичмента — отрешения Президента России от должности, институт обращения с посланием к парламенту и др. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

предвыборная кампания

Основные черты, особенности организации института президентства в Российской Федерации, нашедшие свое закрепление в Конституции 1993 год: 1. Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства.

Российская модель, безусловно, тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта — контроль за формированием и деятельностью правительства. 2. Согласно статья 80 Конституции Российской Федерации, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Прежде всего, это положение ст. 80 обращено к деятельности самого главы государства, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя соответствующую функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это применительно к актам Совета Федерации, Государственной думы, представительных органов власти субъектов Российской Федерации Президент. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия (статья 125, часть 2, Конституции). 3. Президент Российской Федерации обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности (часть 2 статья 80 Конституции).

В составе Федерации имеются государства — республики, подавляющее большинство которых провозгласило свой суверенитет. Поэтому проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет не только внешний аспект (защита от агрессии), но и внутренний. Конституция 1993 года не содержит упоминания о суверенитете республик.

глава государства

Однако нужна кропотливая работа со стороны главы государства по преодолению существующих здесь противоречий. Речь идет о деятельности Президента, касающейся сохранения единого правового пространства, четкого разграничения полномочий центра и республик, соблюдения ими федеральных законов.

На деятельность Президента России важное влияние оказывает и такая особенность Российской Федерации, как наличие в ее составе субъектов разного вида. И хотя в Конституции закреплен принцип равноправия субъектов, правовые и фактические различия между ними будут сохраняться еще долгое время. В связи с этим Президенту приходится иметь дело с различными видами правовых отношений с субъектами Федерации, использовать различные формы и методы работы.

Так, если главы исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения непосредственно подчинены Президенту, а их большая часть назначена им на должность, то применительно к президентам (главам исполнительной власти республик) такого непосредственного подчинения нет, большая часть их избрана на свою должность населением республик. Специфика взаимоотношений с руководством автономных округов состоит в том, что последние (за исключением Чукотского автономного округа) входят в состав краев, областей и это необходимо учитывать при решении вопросов социально-экономического и государственно-правового развития.

заканчивается президентский срок

Закрепляя функцию Президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации, основной закон гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень, набор действий главы государства в данной сфере должен быть основан на конкретных нормах Конституции, в том числе и прямо закрепляющих его компетенцию.

  • 4. Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ранее уже отмечалось, что разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями (статьи 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при наличии широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить, как уже отмечалось, о выведении Президента Российской Федерации из общей системы разделения властей, возвышении над всеми ее ветвями. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов.
  • 5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (часть 3 статья 80).

Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой. Безусловно, что полномочия Президента Российской Федерации сегодня чрезвычайно высоки, его правовой статус как главы государства наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны.

президентский срок

В 2008 году Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон об изменениях в статьи 81 и 96 глав 4 и 5 Конституции Российской Федерации. Срок президентства в РФ и срок полномочий Государственной Думы изменились на шесть и пять лет соответственно. За принятие поправок проголосовали почти 75 % депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, по субъектам РФ было набрано 67 % голосов «за».

Ранее, с 2004 года, во втором периоде правления Владимир Владимирович Путин не раз подчеркивал важность увеличения срока президентства в России до 6 лет. Такой порядок принят во многих странах Европы. Объяснял он свое мнение тем, что стране нужны реальные долгосрочные проекты, способные отредактировать состояние ее внешней политики и экономики, сельского хозяйства, социальной сферы, образования и науки. За четыре года, по мнению Путина, сложно что-то довести до логического конца, а именно получить результаты, оценить их, отрегулировать, если что-то пошло не так, и запустить заново, чтобы проект заработал правильно.

Конституция

Напомним, что согласно Конституции РФ есть несколько оснований для того, чтобы президент сложил с себя полномочия главы государства:

сколько президентский срок

  1. Срок пребывания президента на посту подошел к концу. До тех пор, пока вновь избранный президент не принесет присягу, время истечения срока не наступает.
  2. Если президент добровольно сложил с себя полномочия по разным причинам: политическим, личным или в связи с прочими обстоятельствами.
  3. Срок президентства в России истекает по причине возникновения устойчивой неспособности лидера государства занимать свой пост и выполнять надлежащим образом свои обязанности по состоянию здоровья.
  4. Наконец срок истекает в случае обоснованных обвинений президента в государственной измене, а также если было доказано совершение главой государства другого тяжкого преступления.

31 декабря 2008 года также вступил в силу иной закон. Теперь правительство РФ предоставляет Госдуме ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным самими депутатами. Порядок предоставления отчетности определен парламентариями.

[custom_ads_shortcode1]

Последний срок

Согласно Конституции РФ, шесть лет — срок президентства в России, Путину сейчас 64 года. В следующий раз Владимир Владимирович сможет принять участие в борьбе за президентское кресло аж в 2030 году, когда ему исполнится 76 лет. Будет ли смысл для него лично находиться у власти?

Это, конечно, не совсем далекое, но не ближайшее будущее, а что же ждать нам сейчас? Мировой терроризм и войны, бактериологическое оружие и насилие уверенно шагают по планете, и Россия сейчас делает все, чтобы максимально оградить мир от этой агрессии. Хватит ли сил, ресурсов, союзников? В ближайшие шесть лет надо будет держаться и не предпринимать «ответные шаги» в сторону американцев. Иначе отношения между державами скатятся к нулевой отметке. Как именно Кремлевский доклад будет реализован, никто не знает. Но российский лидер сообщил о сохранении спокойствия, «Россия не будет лезть на рожон».

Говорят, что период 2018-2024 станет для Путина последним сроком у власти. Есть мнения, что он не будет переписывать Конституцию и пересматривать срок президентства в России, чтобы остаться после 2024-го по истечении очередного периода правления. Это нецелесообразно.

[custom_ads_shortcode2]

2018-й: настроения народа

Между тем, в рамках выборов-2018 совокупное мировое мнение сводится к победе Путина.

На самом деле от того, какой срок президентства в России, сколько находится у руля человек: 4, 5, 6 или 20 лет — очень зависит, реализует ли этот лидер государства желания народа, внемлет ли людским запросам. В последнее время россиянам стало тяжелее жить, это факт. Меньше денег.

Полномочия президента РФ

Кризисные времена для богатых россиян. Постепенно становится слышен глас народа — надо искоренять социальную несправедливость. Граждане так озабочены и вымотаны проблемами преодоления этого кризиса, что у них не осталось сил что-то предпринимать, делать сами ничего не хотят, апеллируют к власти.

Есть важный запрос на государство, которое бы начало по-настоящему заботиться о своих подопечных. Может ли этот запрос удовлетворить текущая власть? «Брожения» в обществе пока не особо заметны, но люди потенциально не против что-то изменить к лучшему, хотя не знают, как это реализовать на практике.

По официальным данным, у людей не сформировалось толком конкретного видения основательных перемен. Только 12 % всех граждан хотят получить более свободную политическую систему.

[custom_ads_shortcode3]

Власть стабильна, явка обеспечена

По данным социологов, угрозы для власти сейчас нет. Пока нет. Все спокойно, вертикали власти выстроены фундаментально, существует повсеместный контроль, и это гарант спокойствия для народа.

Ведь наряду со всем есть ощущение, что мы «за каменной стеной», и поэтому, если Путина выберут на очередной срок президентства в России, в этом не будет ничего странного. Сложилась определенная политическая культура, где президент — это «монарх», с явкой на выборах проблем быть не должно, при перевыборах главы государства при таком уровне доверия к первому лицу явка гораздо выше, нежели в остальных случаях.

Источники:

самовыдвижение кандидата в президенты

Вам также может понравиться