Признаки исполнительной власти. Признаки федеральных органов исполнительной власти

Государство представляет собой сложную социальную систему. И хотя сам термин – это юридическая абстракция, тем не менее, все мы чувствуем, видим и знаем, что оно есть, что оно постоянно функционирует и развивается.

Важнейшим условием существования любого государства является публичная власть, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации принадлежит народу и осуществляется государственными органами, составляющими аппарат государственного управления. Эти органы выступают главными исполнителями функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к постоянно меняющимся условиям политического, экономического и социального развития.

Система государственных органов построена на началах разделения властей. В рамках административного права нас в наибольшей степени интересует именно исполнительная ветвь власти. Исполнительная власть – это относительно самостоятельная (в функционально-компетенционном смысле) ветвь единой государственной власти, занимающаяся правоприменительной и правотворческой деятельностью, содержанием которой является непосредственная повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства. При этом правоприменение может носить как позитивный, (предоставление прав), так и негативный (принудительный) характер. Этим исполнительная власть отличается от судебной. От законодательной исполнительная власть отличается тем, что ОИВ также могут осуществлять правотворческую деятельность, но она будет иметь подзаконный характер.

Значимость этой ветви власти подтверждается тем, что в ее распоряжении находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, а именно: финансы, коммуникации (транспорт и связь), армия, милиция, служба внутренней и внешней безопасности государства, учреждения исполнения наказаний и т.д.

признак деятельности органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органа исполнительной власти:

1. Функционирует на уровне Российской Федерации, ее субъектов. В Конституции РФ не содержится норм, определяющих, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. Ст. 110 Конституции РФ закрепила, что исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ. Но фактически, кроме Правительства РФ существует большое количество иных ОИВ. Единого федерального закона о порядке организации и деятельности исполнительной власти в государстве не существует. В настоящее время система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ определяется различными нормативными правовыми актами, в том числе подзаконного характера. 2. ОИВ – составная часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления различными сферами общественной жизни. 3. ОИВ являются носителями определенного объема государственно- властных полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании правовых актов в пределах своей компетенции и в обеспечении их исполнения при помощи имеющихся в распоряжении данного органа средств, включая принуждение.

признаки исполнительной власти

4. ОИВ рассматриваются как юридические лица и, следовательно, должны руководствоваться не только административным и финансовым законодательством, но и гражданским законодательством при реализации функций юридического лица.

5. ОИВ – разновидность государственных организаций, в число которых входят также государственные учреждения и предприятия, но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, поскольку представляют собой не органы государства, а трудовые коллективы, основным назначением деятельности которых является создание материальных ценностей, оказание услуг населению или осуществление социальных функций.

6. ОИВ имеют свою внутреннюю структуру, штаты (совокупность государственных должностей), между которыми распределяются обязанности и ответственность за выполнение определенных функций. При этом сердцевину штатной характеристики ОИВ составляют государственные служащие.

признаки исполнительной власти РФ

7. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией. Круг полномочий каждого органа регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (Конституция РФ или субъектов РФ, уставы субъектов РФ, федеральное и региональное законодательство, а также положения об ОИВ, утвержденные Президентом РФ или Правительством РФ).

8. Каждый ОИВ имеет определенный территориальный масштаб деятельности, учитывающий федеративное устройство РФ.

9. Образование, реорганизация и ликвидация ОИВ осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ. Итак, орган исполнительной власти – это составная часть государственного аппарата, представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции решает задачи, стоящие перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

исполнительная власть понятие и признаки

   Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

   Признакиоргана исполнительной власти:

• является государственным учреждением;

основные признаки исполнительной власти

• вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

• наделен полномочиями государственно-властного характера;

• решает задачи, определенные государством;

признаками исполнительной власти являются

• обладает соответствующей компетенцией;

• деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

• деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

Признаки исполнительной власти. Признаки федеральных органов исполнительной власти

• осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

• осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

• располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

• обладает внутренней организацией, структурой;

• наделен административной правосубъектностью;

• действует в пределах определенной территории;

• подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

   Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Виды:

   По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

   По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:    • органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

основным признаком исполнительной власти является

• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

   По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

   По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

   По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

   По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

1. Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти. Исполнительную власть отличает ее подчиненное положение, так называемая, «вторичность» по отношению к законодательной и судебной власти.

Исторически сложилось так, что исполнительная власть предназначалась для реализации монарших повелений. В современных демократических правовых государствах исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется самостоятельно, сохраняет подчиненное положение.

2. Второй признак — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности.

В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные.

Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в обычных, и в экстремальных условиях. Органы исполнительной власти организуют реализацию законодательных установлений, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных связей в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть претворяет в жизнь политические решения (идеи), вырабатываемые Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе, финансовые и материальные, распределяет полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность. 3. Исполнительная власть универсальна.

Во-первых, она обеспечивает решение широчайшего круга разнообразных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана общественного порядка, оборона и общественная безопасность). Во-вторых, она использует обширный арсенал средств управления, опосредующих управленческое воздействия на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и др.

4. В ведении органов исполнительной власти находятся огромные ресурсы – правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и пр. Можно говорить, что исполнительная власть распоряжается всей государственной мощью.

При этом сама исполнительная власть эти ресурсы не использует, не лечит, не учит, не производит. Она лишь организует производство, образование, здравоохранение и т. д.

В процессе подобной организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: постановлений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, правил, уставов, наставлений. Названные акты издаются во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, судебных актов, а также в пределах полномочий исполнительной власти самостоятельно, по своей инициативе.

5. Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

6. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 7. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

8. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.

е. административного принуждения. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

9. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т. п.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти занимает особое положение. Во-первых, она исполняет политические решения, формулируемые Президентом Российской Федерации и законодательными органами, при этом ее деятельность находится под контролем судебной власти и под надзором прокуратуры. Во-вторых, исполнительная власть обеспечивает деятельность законодательной и судебной властей, а также органов прокуратуры. В-третьих, исполнительная власть как субъект законодательной инициативы направляет в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов, осуществляет экспертизу проектов федеральных законов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы.

Исполнительную власть отличает ее подчиненное положение, так называемая, «вторичность» по отношению к законодательной и судебной власти. Исторически сложилось так, что исполнительная власть предназначалась для реализации монарших повелений. В современных демократических правовых государствах исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется самостоятельно, сохраняет подчиненное положение. Это проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти не могут изменять или отменять акты органов законодательной или судебной власти и обязаны строго их исполнять.

При этом органы исполнительной власти организуют реализацию законодательных установлений, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных связей в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть претворяет в жизнь политические решения (идеи), вырабатываемые Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе, финансовые и материальные, распределяет полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность.

В отличие от законодательной и судебной власти исполнительная власть осуществляется постоянно,непрерывно, повседневно, решая текущие вопросы. Законодательные и судебные процессы, в отличие от деятельности исполнительной власти, конечны, завершаются принятием федеральных законов, вынесением приговоров и иных решений.

Исполнительная власть универсальна. Во-первых, она обеспечивает решение широчайшего круга разнообразных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана общественного порядка, оборона и общественная безопасность). Во-вторых, она использует обширный арсенал средств управления, опосредующих управленческое воздействия на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и др.


В ведении органов исполнительной власти находятся огромные ресурсы – правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и пр. Можно говорить, что исполнительная власть распоряжается всей государственной мощью.

При этом сама исполнительная власть эти ресурсы не использует, не лечит, не учит, не производит. Она лишь организует производство, образование, здравоохранение и т.д. В процессе подобной организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: постановлений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, правил, уставов, наставлений. Названные акты издаются во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, судебных актов, а также в пределах полномочий исполнительной власти самостоятельно, по своей инициативе.

Такую деятельность принято называть распорядительной. Поэтому, говоря об исполнительной власти, часто упоминают об исполнительно-распорядительных органах, ее осуществляющих. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, полиция, специальные принудительные учреждения. При этом особенно важно то, что исполнительная власть распоряжается названными ресурсами самостоятельно, ей дано право применять меры принуждения во внесудебном порядке.

Сложность и разнообразие решаемых исполнительной властью задач, ее универсальность, возможность распоряжаться всеми государственными ресурсами и силами принуждения обусловливают необходимость формирования сложной, разветвленной, иерархически построенной государственной администрации – системы органов исполнительной власти. Законодательная власть в нашей стране представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух независимых палат, каждая из которых имеет свои полномочия, а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, самостоятельно решающими отнесенные Конституцией РФ к их ведению задачи. Судебная власть состоит из трех ветвей (конституционные и уставные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды) и двух уровней (федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации). При этом каждый суд самостоятелен в своих решениях, и никто не вправе вмешиваться в процесс осуществления правосудия.

Исполнительную власть в России осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Непосредственно полномочия органов исполнительной власти осуществляют должностные лица – государственные служащие, численность которых многократно превышает численность депутатов законодательных органов, судей, прокуроров и других представителей государственной власти вместе взятых. Исполнительная власть – власть чиновников.

Исполнительная власть как сложная, разветвленная, иерархически построенная система органов, каждый из которых, в свою очередь, является коллективом государственных служащих, – живой организм, подчиняющийся универсальным законам, описанным, например, Сирилом Норткотом Паркинсоном в середине прошлого века. Изучая новейшую историю английского военного флота, он обнаружил, что с 1914 по 1928 гг. количество боевых кораблей уменьшилось на две трети, зато количество чиновников адмиралтейства за те же годы выросло вдвое[2].

Исполнительная власть стремится к безграничному расширению своего влияния, увеличению числа полномочий, и своей численности, к большей самостоятельности в распоряжении государственными ресурсами (надо признать, что первый опыт организации государственной власти в соответствии с принципом разделения властей показал, что этим грешит каждая ветвь власти, поэтому необходимо создавать в стране систему сдержек и противовесов). Бесконтрольность исполнительной власти угрожает бюрократизацией общества, коррупцией, административным произволом.

В этой связи обязательными признаками исполнительной власти являются ее подзаконность и подконтрольность, вторичность по отношению к закону. Действия чиновников не могут противоречить закону, они должны быть направлены на его исполнение.

Контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти и образуемые ими Счетная палата Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах Российской Федерации, суды, Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека (и по правам ребенка) в субъектах Российской Федерации. Повысить эффективность такого контроля призван общественный контроль, осуществляемый политическими и другими общественными объединениями, в том числе, профессиональными союзами, средствами массовой информации и отдельными гражданами. Поэтому открытость, прозрачность (транспарентность) исполнительно-распорядительной деятельности – обязательное условие эффективности и законности осуществления государственными органами исполнительной власти своих задач и функций. И напротив, закрытость исполнительной власти от общества следует расценивать как мощнейший коррупциогенный фактор, негативно влияющий на состояние государственного управления.

Сказанное позволяет сформулировать следующие признаки исполнительной власти: 1) подзаконность, вторичность по отношению к законодательной и судебной власти;

2) организующий, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов исполнительной власти; 3) постоянное, непрерывное, непосредственное осуществление ими государственно-управленческой деятельности;

4) универсальность; 5) возможность распоряжаться огромными ресурсами;

6) возможность использования государственного принуждения, опора на силу; 7) единая, разветвленная, иерархическая структура;

8) огромная численность служащих – чиновников; 9) подконтрольность государству и обществу.

Источники:

Вам также может понравиться